среда, 14 марта 2012 г.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПАССАЖИРСКИХ, СУХОГРУЗНЫХ И НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДАХ


На судах, эксплуатируемых до прибытия пожарных подразделений, руководство тушением пожара осуществляет капитан. Из числа экипажа для борьбы с пожарами заранее создаются, готовятся и поддерживают боевую готовность боевые расчеты. При количестве экипажа более 40 чел.создаются три боевые расчеты в виде носовой аварийной партии, кормовой аварийной партии и аварийного группы МКО. На судах с численностью до 40 чел. создаются две боевые расчеты, а при численности экипажа до 15 чел. борьба с пожарами ведется всем экипажем.
До прибытия пожарных подразделений капитан судна (КЛНС-1) вместе со своим боевым расчетом обеспечивает ввод в действие стационарных средств пожаротушения, подачи водяных и пенных стволов на путях распространения пожара, снижение интенсивности горения и уменьшения газового обмена путем плотного закрывания дверей, люков, иллюминаторов, остановкой вентиляторов и т.п.. Для предупреждения быстрого распространения пожара судно разворачивается так, чтобы место пожара находился с подветренной стороны. Опасные грузы, примыкающих к зоне горения, по возможности, изымают.
Во время тушения пожара на судне в порту старший оперативный начальник пожарных подразделений (КЛНС) обязан все действия согласовывать с капитаном судна, а на судах, находящихся на причале или в доке (строительство, ремонт) - еще с должностными лицами объекта . Как и на всех пожарах КЛНС, прежде всего, устанавливает, находящихся на судне люди (пассажиры, экипаж) и степень угрозы им. Во время проведения спасательных работ необходимо:
·        Сообщить всех пассажиров судна о сборе в определенных местах для перехода на берег;
·        Подвести судно к берегу (причалу) так, чтобы можно было использовать всю длину борту для высадки на берег спасенных;
·        Спустить спасательные шлюпки и плотики на воду;
·        Предложить пассажирам и экипажу надеть спасательные средства и предупредить панику;
·        В темное время суток обеспечить освещение места эвакуации;
·        При наличии в воде нефтепродуктов в месте нахождения судна компактными водяными струями расчистить поверхность воды, чтобы избежать воспламенения нефтепродуктов и падения людей при эвакуации нефтепродукты горят;
·        Организовать проверку всех кают и служебных помещений, чтобы убедиться в отсутствии в них людей.
Одновременно определяют необходимость отвода суда, горит, от других судов или береговых сооружений или наоборот, отвода других судов от судна, что горит. Эта работа может проводиться, если судно нагружено взрывчатыми веществами, горючими сжиженными газами, ЛВЖ и угроза перехода огня на береговые сооружения или соседние суда, а сил и средств для защиты недостаточно. Необходимость, порядок и средства, используемые для этого, КЛНС определяет совместно с руководством порта и капитаном судна.
РЛЧС выясняет также наличие и возможность использования во время тушения пожара, спасению людей и эвакуации грузов судовых систем пожаротушения, погрузочно-разгрузочных и других механизмов судна, а также портальных кранов причалов.
Работа водяных стволов в процессе тушения пожара приводит к заполнению трюмов водой, что может послужить причиной нарушения устойчивости судна (крена, осадки, опрокидывание).Поэтому РЛЧС обязан организовать наблюдение за устойчивостью судна, а если необходимо, обеспечить откачку воды водоотливной системы судна, а также насосами пожарных и вспомогательных судов.
Основными способами тушения пожаров в помещениях надстройки есть способы поверхностного тушения водой, которая подается в виде распыленных и компактных струй воды, воздушно-механической пены низкой и средней кратности. Во время тушения пожаров водой внутри помещений применяют стволы Б и распылители.Интенсивность подачи воды - 0,08 л/см2. Стволы подают так, чтобы не допустить выхода огня наружу. Применяют их и для создания петель в дверных проемах, световых и других люках для снижения температуры газов в 2-2,5 раза и недопущения прорыва пламени и искр. В условиях сильного задымления для работы со стволами используют звена ГДЗС. Для тушения внутренних пожаров в помещениях судов широко применяется воздушно-механическая пена, которую используют не только как огнетушащий средство поверхностного или объемного тушения, но и как средство пенного экрана, которое предотвращает распространение теплового воздействия и дыма, а также обеспечивает продвижение ствольщик к ячейкегорения.
Основными направлениями ввода первых сил и средств на тушение внутри надстройки являются: коридоры, трапы, люки, которыми спасают людей, важные участки судна (ходовая рубка, электростанции, машинные помещения и т.п.). Часто для введения стволов на тушение в каютах, расположенных в корпусе судна напротив шлюпочной палубе, спускают двух-трех ствольщик на шлюпках до уровня иллюминаторов. В других местах ствольщик к иллюминаторам можно опускать на веревках и канатах.
Для тушения внешних пожаров в надстройке применяют мощные стволы (А и лафетные) с интенсивностью подачи воды 0,1-0,12 л/с-м2. Если необходимо, стволы вводят для защиты береговых сооружений и соседних судов. После тушения пожара КЛНС внимательно осматривает все соседние с помещением, что горит, шахты, люки, световые фонари для устранения возможных мест тления и открытого пламени. Для этого выполняются контрольные вскрытия при наличии подготовленных средств тушения.
Пожары в сухогрузных трюмах является одним из самых тяжелых и длительных по времени тушения. Высокая температура и густое задымление затрудняет поиски очага пожара. Место горения можно ориентировочно определить по плотности и нагритости дыма, выходящего из люка. Однако характер и плотность укладки груза может значительно отклонять выход дыма. Можно также установить место пожара, пользуясь грузовой картой, а также по внешним признакам конструкций перегородок и палуб - изменение окраски и степень нагретости.
Как огнетушащий средство в трюмах применяют воду, растворы смачивателей, пену низкой кратности в виде водных и пенных струй. Интенсивность подачи такая же, как и для тушения веществ на открытом пространстве, воздушно-механической пеной средней кратности - 0,06-0,1 л/с-м2 при расчетном времени тушения 15 мин.
Стволы в трюмы подают трапами и грузовыми лифтами. Если продвижение в дальнейшем невозможно, то средства тушения вводят через грузовые, световые и вентиляционные люки или специально проделанные отверстия.
При невозможности получения огнетушащим составом поверхности вещества, горящего в трюмах используют объемное тушение. Для тушения больших грузов эффективно применять водяной пар. Огнетушащее концентрацию паров принято 35% по объему трюма. Интенсивность подачи - 0,005-0,008 кг/м3. Применять пару для тушения пожаров в трюмах или бункерах, загруженных каменным углем или веществами, способными выделять горючие газы или вступать в реакцию с водой, нельзя, так как возможны взрывы.
Подача пены средней кратности и спуск стволов-распылителей через вентиляционные каналы возможны только во время пожаров в трюме, но не в твиндеке (в твиндеке такие меры обеспечат защиту самих каналов и помешают перехода огня ними в вышележащие помещения). Необходимо, чтобы пену подавали в вентиляционные головки, развернуты навстречу ветру. Если стволы или пену подавать в очаг через люки нельзя даже на тросах с помощью погрузочных механизмов, раскрывающих отверстия в местах наибольшего прогрева палубы и переборок.
В процессе тушения пожара непрерывно охлаждают струями воды поперечные переборки, отделяющие грузовые трюмы от смежных отсеков, как со стороны грузовых трюмов, так и противоположных. После тушения внимательно осматривают все помещения трюмов, чтобы предотвратить повторного воспламенения. Затопление трюмов, горящие применяют только в крайнем случае, как последнюю меру, когда неэффективны другие средства тушения или проникновения и представления огнетушащих веществ в очаг горения невозможно. При этом учитывают плавучесть грузов, их способность гореть под слоем воды, а также разбухать.
Во время пожара на нефтеналивных судах организуется охлаждения танков, горящих палуб и бортов судна распыленным и компактными струями из стволов А и лафетных. Интенсивность подачи воды на охлаждение металлических конструкций 0,2-0,5 л/с-м2. Одновременно с помощью капитана судна и администрации порта КЛНС организует остановку всех работ по наливу или откачке нефтепродуктов, если это не сделано до прибытия, удаление из танков сливо-наливных устройств. Принимаются меры по закрывание крышек люков танков, которые не горят, закрывания всех дверей, иллюминаторов и других отверстий, прекращается работа вентиляции. КЛНС устанавливает род нефтепродукта и степень заполнения танков. Для тушения жидкостей в танках применяют как поверхностное, так и объемное тушение. Объемное тушение газами (паром) осуществляется только стационарными установками и применяется лишь в тех случаях, когда танки не разрушены и площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, не более 10% площади танке. Если танки разрушены более, то стационарные установки используют для заполнения газом соседних танков, рядом с теми, которые горят.
Способы, средства и приемы гашения факелов аналогичные их тушению в резервуарных парках. Если горит много факелов, пару или газ необходимо подавать внутрь танков, горящих и соседние, а палубу и коммуникации над танками нужно интенсивно охлаждать. Для предотвращения взрывов танков необходимо: плотно закрыть все отверстия, соседние танки заполнить водой, пеной, негорючими газами или даже нефтепродуктами, отключить газопаропроводы от аварийного отсека, подавать струи на охлаждение палубы, надстройки и коммуникаций трубопроводов. Каффердамы во всех случаях заполняются водой.
Основными средствами поверхностного тушения при значительной площади раскрытия палубы является воздушно-механические пены. Для подачи пены в танки используют стационарные устройства, а также переносные закидные устройства и пенные стволы. Во время проведения пенной атаки весь личный состав, который, с пеносливамы и стволами должен находиться под защитой распыленных струй и в теплоотражающих костюмах. При деформации перегородок, палуб и оборудования в танках могут образовываться глухие пространства, в которые не сможет попасть пена. Для их устранения необходимо заполнить танк нефтепродуктами или водой до уровня, когда жидкость покроет деформированы перегородки и оборудование.
После ликвидации горения в танке охлаждения его стенок продолжается до полного их остывания и только после этого возможна работа по откачке или закачки в него нефтепродукта.
Если корпус судна поврежден и оно находится на поверхности жидкости, что горит, необходимо вывести танкер из зоны горения, развернуть и поставить на. Якорь так, чтобы нефтепродукт, вытекающей сходил по течению или ветром.При этом охлаждают борта танкера и отделяют нефтепродукт от танкера с помощью мощных компактных водяных стволов.
Если вывести судно из нефтепродуктов невозможно, горение нефтепродуктов на поверхности воды можно ликвидировать перемешивания мощными компактными струями воды.
Для ограничения распространения растекания нефти акваторией используют Бонне заграждения. Устанавливают их так, чтобы как наименьшая часть борту танкера испытывала воздействия пламени.
Во время пожаров в МКВ эффективными средствами тушения является распыленная вода и воздушно-механическая пена.
Топливо, горит под котлами, тушат паром и распыленной водой, которую подают с помощью стационарных систем или ручных стволов. Во время тушения пожаров в МКВ перекрывают все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одних емкостей в другие, находящиеся в зоне пожара. Охлаждают водяными струями запасные и расходные топливные цистерны и цистерны с маслом, пусковые баллоны с воздухом, металлические перегородки, отделяющие машинное отделение от смежных отсеков, если на них действует огонь. Очень часто вследствие густого задымления и быстрого роста температуры не всегда возможен проход в МКВ трапу с главной палубы. Тогда используют входы через коридор гребенного вала или из соседних помещений, причем, предварительно открывают люки шахт или на некоторое время включают вентиляцию.
Сложнее тушить пожары, когда топливо вытекает из топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинного отсека. В этом случае огнем будут охвачены все помещения МКО. Тушение таких пожаров, как правило, осуществляют объемным способом (газами, парами, пеной средней и высокой кратности).
Для успешного тушения в портах начальник гарнизона пожарной охраны вместе с руководителями порта разрабатывает инструкцию о взаимодействии портовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара. Во время проведения разведки или иных операций в группу тушения включают одного-двух человек из состава разведгруппы экипажа. Во всех случаях разведки и тушения пожара на судах весь личный состав пожарных частей и экипажа, работающий в середине судна, должен иметь изолирующие противогазы, средства связи и приборы освещения. Организуются КПП и посты безопасности. Для более оперативного руководства тушением пожара на самом судне и связи с берегом необходимо, в первую очередь, использовать трансляционные сети аварийного судна, пожарных и других судов, участвующих в тушении, а также мегафоны и рупоры.
В ночное время для связи с берегом могут быть использованы светосигнальные устройства аварийного судна или других судов, участвующих в тушении пожара. Во время тушения пожаров на судах, находящихся на рейде, важно иметь хороший связь с берегом, где всегда сосредоточен резерв сил и средств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий